+375 (44) 780-81-82 (велком+вайбер)

+375 (29) 257-07-37 (мтс)

+375 (17) 237-54-11 (гор.)

 

 

Вы здесь: ГлавнаяРодителям на заметкуUncategorisedКак разговорить неговорящего ребенка?

Как разговорить неговорящего ребенка?

 Как разговорить неговорящего ребёнка (2,5 – 3 года)? 

Если вашему ребёнку 2,5-3 года и он молчит, хотя его сверстники во всю тараторят, такая ситуация должна насторожить Вас. Обычно нормой считается, если активный и пассивный словари насчитывают около 1500 слов, в речи уже присутствует простая фраза, дети рассказывают о том, что их волнует и что окружает на доступном в данном возрасте уровне.

 

       Возможно Вы скажете, что у нас это семейное (мама, папа либо кто-то другой), заговорил(а, и) только в 3 года, либо всё понимает, но ленится. Родители, причины могут быть различны (неврологические и сенсомоторные, патология беременности, родов и другие нарушения); социальные (педагогическая запущенность, гиперопека, недостаточность общения с ребёнком). Однако подобная ситуация говорит  о пусть минимальных, но изменениях в развитии вашего малыша.

       Вам следует проконсультироваться с дефектологом (логопедом). В процессе консультации специалист выявит проблемы неговорения и даст необходимые рекомендации по дальнейшей работе с вашим ребёнком. При необходимости дефектолог (логопед) может направить вас на консультацию к психологу, психоневрологу. В частных случаях требуется обследование слуха, полное неврологическое обследование.

       Работа с неговорящим малышом (не учитывая нарушение слуха), собственно ответ на волнующий вопрос: "Как разговорить неговорящего ребёнка?", начинается с установления зрительного (глаза в глаза) и эмоционально-психологического контакта. Стоит учитывать, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игровой. Это значит, что вся работа с ребёнком проходит в виде игры, взрослый предлагает различные игры (направленные на достижение определённой цели, например, чтобы малыш произнёс звук [а]; подобных целей множество).

       Следует оговориться, что речевой аппарат (губы, язык и др.) у ребёнка вял, пассивен, т.к. слишком долго он бездействовал (не разговаривал). Поэтому в работу также включаются дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, способствующие отработке звуков, в фонетическом отношении, нормализация мышечного тонуса (массаж). Но помните, не следует данные упражнения делать основной работой с ребёнком, это лишь фундамент для всей дальнейшей деятельности. По степени важности можно сравнить с утренним умыванием перед началом нового дня.

     Дыхательные упражнения: сдувание ваты (медленно, быстро) – различные вариации: облаков, накорми животных и пр.; подуй на цветок; надувание шарика и др.

       Артикуляционных упражнений множество: улыбочка, заборчик, трубочка, часики, качели, футбол, фокус, конфета, почисти зубы, помой зубы, грибок, лошадка, вкусное варенье, чашечка, лопаточка, иголочка, маляр и др.

            Нормализация мышечного тонуса (массаж): со специалистом и дома. Со специалистом - быстро и результативно. Дома – поглаживания, растирание, разминание, пощипывание (важно проконсультироваться со специалистом). 

       Работа с неговорящим ребёнком по обучению речи начинается с имитации «криков животных», «криков птиц» (звукоподражаний, ономатопей), бытовых предметов (чайник – ш-ш-ш, пакет – шу-шу/ шух-шух), природных явлений (вода – кап-кап), слов-звукоподражаний (би-би, топ-топ и т.п.) и других слов.

        Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок сразу не повторил предлагаемое, возможно на 3-й раз, либо на N-й день всё же повторит. 

        Итак, последовательность (если ребёнок справляется без затруднений, не задерживайтесь на определённом этапе, двигайтесь дальше):

1. Перед зеркалом показываем артикуляцию (положение) звука: а – широко открывается рот (также можно подключить движения – развести руки в стороны); у – вытягиваются вперёд плотно сжатые губы (движение – ладони тянем вперёд); о – губы округляются (через стороны поднимает руки над головой); ы – губы растягиваются, челюсти несколько раздвинуты, язык отодвинут назад (ладони перед грудью, упираем левую в правую); и – язык упирается в зубы нижней челюсти, в средней части выгибается (указательные пальцы обеих рук поднимаем высоко вверх);

2. Попеременно взрослый ребёнку, ребёнок взрослому дают задания повторить определённый звук;

3. Называние звука (только одного) по картинке: «Это паровоз. Он кричит: у-у-у…А вот ребёнок плачет: а-а-а… У мальчика болят зубы, и он кричит: о-о-о» и пр.;

4. Прослушивание и повтор звукоподражаний: Паровоз: у-у-у…Ребёнок плачет: а-а-а…Шум ветра: ш-ш-ш…Комар: з-з-з…Жук: ж-ж-ж…»;

5. Соединение звуков в слога (например, движение - прижимаем ладошки): пропоём песню – протяжно – м_а, м_а, м_а; б_а, б_а, б_а и пр.;

6. Называние звуков (двух) по картинке: «Мальчик заблудился в лесу и зовёт: ау-ау-ау…Маленький ребёнок лежит и кричит: уа-уа-уа…Девочка ловит мяч: ап-ап-ап…Собака лает: ав-ав-ав…Корова мычит: му-му-му…Автомобиль гудит: би-би-би…Гусь гогочет: га-га-га…Девочка смеётся: ха-ха-ха…Паровоз, поезд, параход: ту-ту-ту…Петух: ку-ка-ре-ку…Коза: ме-ме-ме…Овца: бе-бе-бе…Мышь: пи-пи…Кукушка: ку-ку/ку-ку…Курица: ко-ко-ко…»;

7. Называние звуков (трёх) по картинке: «Мальчик бьёт в барабан: бум-бум-бум…Мальчик стреляет из ружья: паф-паф-паф…Стук: тук-тук…Вода: кап-кап…Часы: тик-так…Пакет: шух-шух…Ножницы: чик-чик…Поезд: чух-чух…Свинья: хрю-хрю…Ружьё: пух-пух…»

8. Называние звуков (четырёх) по картинке: «Хлопушка: хлоп-хлоп…и др.»;

9. Называние картинки: показываем картинку, например, коза: «Кто это? Коза. Как кричит? Бе-бе-бе. (Похвалите ребёнка). Это коза. Давай покажем – это ко-за (ребёнок повторяет по слогам)». С этого момента можем переходить на называние картинок по темам: овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, насекомые, посуда, мебель, транспорт и др.

       В процессе занятий, не ожидая когда ребёнок заговорит, учим различать предметы по размеру (большой-маленький), цвету (четыре основных: красный, синий, жёлтый, зелёный), форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), количеству (один-много). Проговариваем все названия по слогам, с чёткой артикуляцией.

Помните: не стесняйтесь чересчур эмоционально «играть» звуки, слоги, слова. Пусть малыш видит положение ваших губ при произнесении определённого звука, тогда ему будет проще повторить.

         Важен указательный жест на картинку и «Это …(ко-за)», ребёнок должен постоянно слышать и видеть с вашей стороны. И со временем сам начнёт так говорить и делать. 

          Важно, не только на занятиях, но и в повседневной жизни: ребёнок что-то хочет получить, показывает на это что-то, родители понимают без слов и предоставляют по первому же требованию. Однако, постарайтесь, в таких случаях сказать «Попроси меня – дай (ладонями имитируем движения)». Ребёнок произнёс – получил желаемое (повторил «на»), понял, что это слово значит. 

       Больше разговаривайте со своим ребёнком, озвучивайте все действия (даже если что-то упало – «оп - упало», ударился – «ой» и т.п.).

        Уделите внимание и развитию мелкой моторики вашего малыша (собирайте и нанизывайте мелкие детали – бисер и т.п.). Рисуйте, лепите, раскрашивайте (крупные, более мелкие формы). Конструируйте.

       Пойте ребёнку перед сном, не меняйте часто репертуар, читайте сказки, где он может добавить звук, слог или слово.

Длительность домашних занятий первоначально составляет 5-10 минут, не переутомляйте ребёнка, однако старайтесь постепенно увеличивать время занятий.

Уважаемые родители, не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ребёнок не говорит, не бойтесь повторять одни и те же слова, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно. Помните поговорку, она как нельзя лучше подходит: «Терпение и труд всё перетрут!».

Автор: Ирина Васильевна, специалист центра по адресу ул. Яна Чечота, 42.

 

Наверх