Вы здесь: ГлавнаяРодителямUncategorisedКак помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

       Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы чёткие движения речевого аппарата, достаточная вибрация  язык. Научиться правильно произносить звук  Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков Р и Л сделано послабление — их ребенок в норме должен научиться выговаривать к 5 годам. Мало кто из детей справляется с этой задачей самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители.

         Можно выделить три этапа в работе над звуком Р:

1)подготовительный;

2)постановка;

3)автоматизация (введение в речь).

     Как правило, постановка звука Р  не обходится без подготовительных упражнений. Это в основном упражнения на подъём языка вверх при широко открытом рте, растягивание уздечки языка (при необходимости).

          Примеры подготовительных упражнений:

- потянуть язык к носу;

- поднять язык на верхнюю губу;

- поднять язык за верхние  зубы;

- «пересчитать» кончиком языка верхние зубы;

- облизать верхнюю губу;

- покусывание кончика языка  передними зубами;

- присасывание кончика языка к нёбу, это упражнение хорошо для растягивания уздечки языка;

- «Болтушка» — вертикальное движение языка между  губами;

- «Балалайка» — горизонтальные движения языка между  губами с  голосом;

- «Пулемёт, барабан, дятел» (выбирается одно название) – рот раскрыт, видна работа языка, кончик языка ударяет об «бугорки» за верхними зубами: «д-д-д».

- «Машина буксует»  — рот раскрыт, кончик языка за верхними зубами, постараться немного потянуть звук Д.

        Обычно этих упражнений достаточно, чтобы подготовить  артикуляционный аппарат для постановки звука Р.

      Существует много способов постановки звука Р. Я расскажу о некоторых из них. Для большинства способов используют обычную ватную палочку.

1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться  ТРРР).

2. От «Балалайки». Отодвигаем  кончик языка палочкой  за верхние зубы и совершаем  колебательные движения.  Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений).  Затем постепенно  убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». И в этот момент совершаются лёгкие колебательные движения палочкой под языком. Переводим в «мотор». Затем постепенно  убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».

       Последний этап в работе над звуком Р – это этап автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно (отдельно) совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах 

- автоматизация звука в словах 

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудным звуком Р надо всё же координировать с учителем-дефектологом. А исправить дефектное звучание этого звука может только профессионал.

Наверх