Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?
Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы чёткие движения речевого аппарата, достаточная вибрация язык. Научиться правильно произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков Р и Л сделано послабление — их ребенок в норме должен научиться выговаривать к 5 годам. Мало кто из детей справляется с этой задачей самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители.
Можно выделить три этапа в работе над звуком Р:
1)подготовительный;
2)постановка;
3)автоматизация (введение в речь).
Как правило, постановка звука Р не обходится без подготовительных упражнений. Это в основном упражнения на подъём языка вверх при широко открытом рте, растягивание уздечки языка (при необходимости).
Примеры подготовительных упражнений:
- потянуть язык к носу;
- поднять язык на верхнюю губу;
- поднять язык за верхние зубы;
- «пересчитать» кончиком языка верхние зубы;
- облизать верхнюю губу;
- покусывание кончика языка передними зубами;
- присасывание кончика языка к нёбу, это упражнение хорошо для растягивания уздечки языка;
- «Болтушка» — вертикальное движение языка между губами;
- «Балалайка» — горизонтальные движения языка между губами с голосом;
- «Пулемёт, барабан, дятел» (выбирается одно название) – рот раскрыт, видна работа языка, кончик языка ударяет об «бугорки» за верхними зубами: «д-д-д».
- «Машина буксует» — рот раскрыт, кончик языка за верхними зубами, постараться немного потянуть звук Д.
Обычно этих упражнений достаточно, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука Р.
Существует много способов постановки звука Р. Я расскажу о некоторых из них. Для большинства способов используют обычную ватную палочку.
1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР).
2. От «Балалайки». Отодвигаем кончик языка палочкой за верхние зубы и совершаем колебательные движения. Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений). Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.
3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». И в этот момент совершаются лёгкие колебательные движения палочкой под языком. Переводим в «мотор». Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.
4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».
Последний этап в работе над звуком Р – это этап автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно (отдельно) совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах
- автоматизация звука в словах
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудным звуком Р надо всё же координировать с учителем-дефектологом. А исправить дефектное звучание этого звука может только профессионал.