Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

       Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы чёткие движения речевого аппарата, достаточная вибрация  язык. Научиться правильно произносить звук  Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков Р и Л сделано послабление — их ребенок в норме должен научиться выговаривать к 5 годам. Мало кто из детей справляется с этой задачей самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители.

         Можно выделить три этапа в работе над звуком Р:

1)подготовительный;

2)постановка;

3)автоматизация (введение в речь).

     Как правило, постановка звука Р  не обходится без подготовительных упражнений. Это в основном упражнения на подъём языка вверх при широко открытом рте, растягивание уздечки языка (при необходимости).

          Примеры подготовительных упражнений:

- потянуть язык к носу;

- поднять язык на верхнюю губу;

- поднять язык за верхние  зубы;

- «пересчитать» кончиком языка верхние зубы;

- облизать верхнюю губу;

- покусывание кончика языка  передними зубами;

- присасывание кончика языка к нёбу, это упражнение хорошо для растягивания уздечки языка;

- «Болтушка» — вертикальное движение языка между  губами;

- «Балалайка» — горизонтальные движения языка между  губами с  голосом;

- «Пулемёт, барабан, дятел» (выбирается одно название) – рот раскрыт, видна работа языка, кончик языка ударяет об «бугорки» за верхними зубами: «д-д-д».

- «Машина буксует»  — рот раскрыт, кончик языка за верхними зубами, постараться немного потянуть звук Д.

        Обычно этих упражнений достаточно, чтобы подготовить  артикуляционный аппарат для постановки звука Р.

      Существует много способов постановки звука Р. Я расскажу о некоторых из них. Для большинства способов используют обычную ватную палочку.

1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться  ТРРР).

2. От «Балалайки». Отодвигаем  кончик языка палочкой  за верхние зубы и совершаем  колебательные движения.  Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений).  Затем постепенно  убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». И в этот момент совершаются лёгкие колебательные движения палочкой под языком. Переводим в «мотор». Затем постепенно  убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».

       Последний этап в работе над звуком Р – это этап автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно (отдельно) совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах 

- автоматизация звука в словах 

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудным звуком Р надо всё же координировать с учителем-дефектологом. А исправить дефектное звучание этого звука может только профессионал.