Вы здесь: ГлавнаяРодителямUncategorised

ак разговорить неговорящего ребёнка?

 Как разговорить неговорящего ребёнка (2,5 – 3 года)? 

Если вашему ребёнку 2,5-3 года и он молчит, хотя его сверстники во всю тараторят, такая ситуация должна насторожить Вас. Обычно нормой считается, если активный и пассивный словари насчитывают около 1500 слов, в речи уже присутствует простая фраза, дети рассказывают о том, что их волнует и что окружает на доступном в данном возрасте уровне.

 


Возможно Вы скажете, что у нас это семейное (мама, папа либо кто-то другой), заговорил(а, и) только в 3 года, либо всё понимает, но ленится. Родители, причины могут быть различны (неврологические и сенсомоторные, патология беременности, родов и другие нарушения); социальные (педагогическая запущенность, гиперопека, недостаточность общения с ребёнком). Однако подобная ситуация говорит  о пусть минимальных, но изменениях в развитии вашего малыша.

Вам следует проконсультироваться с дефектологом (логопедом). В процессе консультации специалист выявит проблемы неговорения и даст необходимые рекомендации по дальнейшей работе с вашим ребёнком. При необходимости дефектолог (логопед) может направить вас на консультацию к психологу, психоневрологу. В частных случаях требуется обследование слуха, полное неврологическое обследование.

Работа с неговорящим малышом (не учитывая нарушение слуха), собственно ответ на волнующий вопрос: "Как разговорить неговорящего ребёнка?", начинается с установления зрительного (глаза в глаза) и эмоционально-психологического контакта. Стоит учитывать, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игровой. Это значит, что вся работа с ребёнком проходит в виде игры, взрослый предлагает различные игры (направленные на достижение определённой цели, например, чтобы малыш произнёс звук [а]; подобных целей множество).

Следует оговориться, что речевой аппарат (губы, язык и др.) у ребёнка вял, пассивен, т.к. слишком долго он бездействовал (не разговаривал). Поэтому в работу также включаются дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, способствующие отработке звуков, в фонетическом отношении, нормализация мышечного тонуса (массаж). Но помните, не следует данные упражнения делать основной работой с ребёнком, это лишь фундамент для всей дальнейшей деятельности. По степени важности можно сравнить с утренним умыванием перед началом нового дня.

Дыхательные упражнения: сдувание ваты (медленно, быстро) – различные вариации: облаков, накорми животных и пр.; подуй на цветок; надувание шарика и др.

Артикуляционных упражнений множество: улыбочка, заборчик, трубочка, часики, качели, футбол, фокус, конфета, почисти зубы, помой зубы, грибок, лошадка, вкусное варенье, чашечка, лопаточка, иголочка, маляр и др.

Нормализация мышечного тонуса (массаж): со специалистом и дома. Со специалистом - быстро и результативно. Дома – поглаживания, растирание, разминание, пощипывание (важно проконсультироваться со специалистом). 

Работа с неговорящим ребёнком по обучению речи начинается с имитации «криков животных», «криков птиц» (звукоподражаний, ономатопей), бытовых предметов (чайник – ш-ш-ш, пакет – шу-шу/ шух-шух), природных явлений (вода – кап-кап), слов-звукоподражаний (би-би, топ-топ и т.п.) и других слов.

Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок сразу не повторил предлагаемое, возможно на 3-й раз, либо на N-й день всё же повторит. 

Итак, последовательность (если ребёнок справляется без затруднений, не задерживайтесь на определённом этапе, двигайтесь дальше):

1. Перед зеркалом показываем артикуляцию (положение) звука: а – широко открывается рот (также можно подключить движения – развести руки в стороны); у – вытягиваются вперёд плотно сжатые губы (движение – ладони тянем вперёд); о – губы округляются (через стороны поднимает руки над головой); ы – губы растягиваются, челюсти несколько раздвинуты, язык отодвинут назад (ладони перед грудью, упираем левую в правую); и – язык упирается в зубы нижней челюсти, в средней части выгибается (указательные пальцы обеих рук поднимаем высоко вверх);

2. Попеременно взрослый ребёнку, ребёнок взрослому дают задания повторить определённый звук;

3. Называние звука (только одного) по картинке: «Это паровоз. Он кричит: у-у-у…А вот ребёнок плачет: а-а-а… У мальчика болят зубы, и он кричит: о-о-о» и пр.;

4. Прослушивание и повтор звукоподражаний: Паровоз: у-у-у…Ребёнок плачет: а-а-а…Шум ветра: ш-ш-ш…Комар: з-з-з…Жук: ж-ж-ж…»;

5. Соединение звуков в слога (например, движение - прижимаем ладошки): пропоём песню – протяжно – м_а, м_а, м_а; б_а, б_а, б_а и пр.;

6. Называние звуков (двух) по картинке: «Мальчик заблудился в лесу и зовёт: ау-ау-ау…Маленький ребёнок лежит и кричит: уа-уа-уа…Девочка ловит мяч: ап-ап-ап…Собака лает: ав-ав-ав…Корова мычит: му-му-му…Автомобиль гудит: би-би-би…Гусь гогочет: га-га-га…Девочка смеётся: ха-ха-ха…Паровоз, поезд, параход: ту-ту-ту…Петух: ку-ка-ре-ку…Коза: ме-ме-ме…Овца: бе-бе-бе…Мышь: пи-пи…Кукушка: ку-ку/ку-ку…Курица: ко-ко-ко…»;

7. Называние звуков (трёх) по картинке: «Мальчик бьёт в барабан: бум-бум-бум…Мальчик стреляет из ружья: паф-паф-паф…Стук: тук-тук…Вода: кап-кап…Часы: тик-так…Пакет: шух-шух…Ножницы: чик-чик…Поезд: чух-чух…Свинья: хрю-хрю…Ружьё: пух-пух…»

8. Называние звуков (четырёх) по картинке: «Хлопушка: хлоп-хлоп…и др.»;

9. Называние картинки: показываем картинку, например, коза: «Кто это? Коза. Как кричит? Бе-бе-бе. (Похвалите ребёнка). Это коза. Давай покажем – это ко-за (ребёнок повторяет по слогам)». С этого момента можем переходить на называние картинок по темам: овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, насекомые, посуда, мебель, транспорт и др.

В процессе занятий, не ожидая когда ребёнок заговорит, учим различать предметы по размеру (большой-маленький), цвету (четыре основных: красный, синий, жёлтый, зелёный), форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), количеству (один-много). Проговариваем все названия по слогам, с чёткой артикуляцией.

Помните: не стесняйтесь чересчур эмоционально «играть» звуки, слоги, слова. Пусть малыш видит положение ваших губ при произнесении определённого звука, тогда ему будет проще повторить.

Важен указательный жест на картинку и «Это …(ко-за)», ребёнок должен постоянно слышать и видеть с вашей стороны. И со временем сам начнёт так говорить и делать. 

Важно, не только на занятиях, но и в повседневной жизни: ребёнок что-то хочет получить, показывает на это что-то, родители понимают без слов и предоставляют по первому же требованию. Однако, постарайтесь, в таких случаях сказать «Попроси меня – дай (ладонями имитируем движения)». Ребёнок произнёс – получил желаемое (повторил «на»), понял, что это слово значит. 

Больше разговаривайте со своим ребёнком, озвучивайте все действия (даже если что-то упало – «оп - упало», ударился – «ой» и т.п.).

Уделите внимание и развитию мелкой моторики вашего малыша (собирайте и нанизывайте мелкие детали – бисер и т.п.). Рисуйте, лепите, раскрашивайте (крупные, более мелкие формы). Конструируйте.

Пойте ребёнку перед сном, не меняйте часто репертуар, читайте сказки, где он может добавить звук, слог или слово.

Длительность домашних занятий первоначально составляет 5-10 минут, не переутомляйте ребёнка, однако старайтесь постепенно увеличивать время занятий.

Уважаемые родители, не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ребёнок не говорит, не бойтесь повторять одни и те же слова, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно. Помните поговорку, она как нельзя лучше подходит: «Терпение и труд всё перетрут!».

Автор: Ирина Васильевна, специалист центра по адресу ул. Яна Чечота, 42.

 

Всё о логопедическом массаже

К сожалению, в современном мире всё больше увеличивается количество детей, страдающих речевыми нарушениями. И главное, что могут сделать родители для детей, у которых выявлены эти самые нарушения, – это обратиться к логопеду за получением квалифицированной помощи. Систематические занятия со специалистом бесспорно дадут видимый результат. Но в зависимости от вида речевого нарушения эти результаты будут более выражены или менее.

            Есть одна процедура, которая сначала была просто модной, но со временем заняла прочное место в системе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и не только. Это логопедический массаж.

Подробнее...

Игры, развивающие речь

Родная речь входит в жизнь ребенка буквально с первых мгновений его жизни. Новорожденный обладает повышенной восприимчивостью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.

К 2 годам ребенок различает все звуки родного языка и учится правильно произносить их, активно осваивая артикуляцию русского языка. Для того, чтобы этот процесс интенсивно продолжался, обязательно нужно вводить занятия по развитию речи.

 

Подробнее...

Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

Как помочь ребенку зарычать или Как поставить такой сложный звук Р?

       Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы чёткие движения речевого аппарата, достаточная вибрация  язык. Научиться правильно произносить звук  Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков Р и Л сделано послабление — их ребенок в норме должен научиться выговаривать к 5 годам. Мало кто из детей справляется с этой задачей самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители.

Подробнее...

Как разговорить неговорящего ребенка?

 Как разговорить неговорящего ребёнка (2,5 – 3 года)? 

Если вашему ребёнку 2,5-3 года и он молчит, хотя его сверстники во всю тараторят, такая ситуация должна насторожить Вас. Обычно нормой считается, если активный и пассивный словари насчитывают около 1500 слов, в речи уже присутствует простая фраза, дети рассказывают о том, что их волнует и что окружает на доступном в данном возрасте уровне.

 

Подробнее...

Страница 1 из 2

Наверх